Сайт о Самарской филейно-гипюрной вышивке |
|||||
---|---|---|---|---|---|
Главная |
История филейно-гипюрной вышивки |
Филейно-гипюрная вышивка сегодня |
Мой учитель |
Фотогалерея |
Контакты |
История кружевДополнительные функции:Калькулятор |
На этом сайте я хотела бы рассказать об одном из видов рукоделия - филейно-гипюрной вышивке. Этот вид кружев распространён в Самарской области.Что же такое кружево? Это вид декоративно-прикладного искусства. Трудно сказать, когда стали плести кружево. Предполагается, что производство кружева началось в Риме. Основывается это предположение на открытии маленьких изделий из кости в форме катушек. Кружево - искусство европейское. Так как без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны достаточно широко только с середины XVI века, с этим временем, вероятно, и следует связывать его возникновение. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные предметы плетеного кружева, его изображения на портретах, и, наконец, сохранились сколки, сделанные на пергаменте в 1577 году. Тогда же появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые оспаривают друг у друга право называться родиной кружевоплетения. Создание кружева было связано с модой. В отличие от вышивки, одним и тем же кружевом можно было украшать разные платья, что было очень удобно, поскольку избавляло от необходимости иметь очень много дорогостоящей одежды. В XVI веке кружево было в большой моде и поэтому во многих городах Европы начали выплетать кружева. К концу XVI в. в моду вошел гипюр. Для этого кружева характерно отсутствие фоновой решетки. Для того чтобы кружево было тонким, как правило, использовали брабантскую нить. Плели ее маленькие девочки из влажной льняной кудели, так как только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Эту нитку закупали в разных странах для изготовления кружев. Широко известным центром кружевоплетения становится город Брюгге. Брюггское кружево всегда ценилось очень высоко за изящество и качество изготовления. П летение кружева на коклюшках входило в стандартную программу обучения во многих частных школах для девочек и сиротских приютах Бельгии. В начале XVIII века три монахини из Антверпена основали в Брюгге школу кружевоплетения, где девочки могли научиться искусству плетения кружев и при этом получить религиозное образование. Во Франции в XVIII в. получает распространение очень прочное плетеное кружево валансьен, выделывавшееся в старом фламандском центре кружевоплетения — городе Валансьен. Это кружево в виде гирлянд. Его передавали по наследству. Блонды производили во французских городах Канне, Байе и Пюи в конце XVIII в. и особенно XIX в. Это кружево, очень легкое и прозрачное, вначале делалось из не сученого шелка золотисто-желтоватого цвета, отчего и получило свое наименование. Для него характерно сочетание тонкого фона и массивного цветочного орнамента. Черные шелковые плетеные кружева с изящным орнаментом на фоне тонкого тюля с очень мелкими ячейками вырабатывались в Шантильи, а также в Байе, Канне и Пюи, и по имени наиболее старого центра их изготовления получили наименование шантильи. Из блонд и шантильи в XIX в. делались большие шали, пелерины и целые платья. В конце 16 века в Россию стали привозить металлическое кружево, выполненное из золотых и серебряных нитей. Использовалось оно для украшения парадной одежды. В 17 веке пользовалось популярностью кружево, плетенное из «волочейки»- шелковой нити, обмотанной тончайшей проволочкой из драгоценного металла. А так же мишурное кружево, в котором проволочка, обмотанная вокруг нити, была из меди, позолоченной или посеребренной. В это время в России начали плести собственное кружево для нужд царского двора. Оно использовалось и в церковном обиходе. Кружево являлось предметом роскоши. В 18 веке в России пользовалось популярностью цветное кружево, а в 19 веке оно становится почти однотонным. Кружевницы копировали европейские кружева, но, постепенно, изделия стали приобретать особенности, характерные для русского кружева. «Русский гипюр» и «русский валансьен» все-таки значительно отличались от своих прототипов. В первой половине 19 века возникают настоящие кружевные мануфактуры. Кружевом занимались во многих губерниях России. Это способствовало созданию особенностей, характерных для отдельных мест производства. Можно было точно определить, где плелось данное кружево.
В статье использовались материалы книги В.А. Фалеевой «Русское плетеное кружево».
Создатель сайта: Ильина Татьяна ilinatp@mail.ru |